0.00 руб
01.07.2019

Маркировка парфюмерии в 2019 году

В декабре 2017 года президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Распоряжение от 28.04.2018 №791-р определило базовые принципы в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Эти базовые принципы предусматривают:

  • идентификацию каждой единицы товара — присвоение товарам уникальных кодов
  • создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара
  • создание Единого каталога товаров

Какие товары участвуют в системе маркировки

Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р утвердило перечень из 10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке.

  • Табачная продукция
  • Шины и покрышки пневматические резиновые новые
  • Духи и туалетная вода
  • Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи
  • Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек
  • Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков
  • Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек
  • Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
  • Обувные товары
  • Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

В настоящее время уже существуют системы маркировки для алкоголя и меховых изделий, которые с точки зрения правительства показали свою эффективность. Так, например, благодаря запуску обязательной маркировки шуб в 2016 году только за год доля легального оборота изделий выросла в 10 раз. А в рамках эксперимента по маркировке лекарств было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей и пресечены случаи вторичной продажи дорогостоящих препаратов.

Что такое «Честный знак»?

Cистему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров назвали «Честный знак». Она включает в себя программно-аппаратное решение для маркировки и прослеживаемости товаров на всех стадиях его движения к потребителю, а также инструмент общественного контроля.

Приложение «Честный знак» уже доступно для скачивания в App Store и Google Play. С помощью любого смартфона, в котором оно установлено, можно считать Data Matrix код или другой тип маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки.

Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом.

Как будет осуществляться контроль?

Система маркировки товаров предполагает, что на упаковке каждого флакончика духов, пачки сигарет, лекарства будет размещаться Data Matrix код, что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.

Data Matrix код представляет собой уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы «Честный знак». Код наносится один раз при производстве товара. С его помощью, войдя в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии.

На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе «Честный знак». Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров.

Как работает система маркировки?

Процесс включает следующие этапы:

  • Производитель или импортер наносит уникальный Data Matrix код на товар
  • Весь путь товара фиксируется на каждом этапе его перепродажи
  • Магазин размещает товар на полке только после сканирования Data Matrix кода, что исключает возможность вброса подделки
  • Когда кассир сканирует код в момент продажи, ОФД сообщает в систему маркировки о том, что товар выбыл
  • С помощью приложения Честный ЗНАК покупатель сможет легко проверить легальность и узнать всю правду о товаре, чтобы покупать только проверенную и качественную продукцию для себя и близких

Оператор маркировки ЦРПТ генерирует коды и ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки. Далее производитель товара или импортер должен заказывать коды и, соответственно, уметь их наносить на товар до момента передачи и до момента провоза через границу (товар должен быть маркирован до момента попадания на территорию РФ).

После этого каждый раз при передаче товара другому юрлицу необходимо будет уведомлять оператора маркировки о том, что товар был отгружен (это делает отправитель) или что товар быть получен (это делает получатель). Такая передача регистрируется путем формирования электронного первичного документа, то есть стороны между собой подписывают первичный документ, в котором перечислены все коды маркируемого товара, и дальше этот первичный документ представляется ЦРПТ. На основании первичного документа ЦРПТ переносит коды от одного собственника другому.

crpt

Как бизнес должен подготовиться к маркировке?

Маркировка парфюмерии, духов и туалетной воды в системе Честный знак РФ станет обязательной с 01 декабря 2019 года

Что нужно для внедрения системы маркировки:

  • Подключиться к системе электронного документоборота. Лучше заранее изучить эту тему, чтобы определиться с оператором и обсудить с ним варианты налаживания бизнес-процессов в компании и подключения контрагентов.
  • Получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Обычно операторы систем ЭДО также занимаются и выдачей КЭП.
  • Приобрести качественный 2D-сканер, способный считывать Data Matrix код с любого носителя, любого цвета и размера.
  • Установить кассу и кассовое ПО. Обратите внимание на то, какие касса и кассовое ПО у вас установлены: умеют ли они сейчас работать с маркированным товаром? Поинтересуйтесь об этом у своего IT-специалиста.
  • Подключиться к ОФД. Удостоверьтесь в том, что оператор фискальных данных умеет взаимодействовать с ЦРПТ и передавать необходимые сведения.
  • Проанализировать состояние и возможности своей учетной системы. Если вы до сих пор пользуетесь старой самописной системой, то нужно озаботиться вопросом хранения и учета кодов маркировки или приобрести одно из имеющихся на рынке решений.

Прежде всего бизнесу нужно смириться с мыслью о том, что маркировка неизбежна. Начиная с 2019 года придется озадачиться ее внедрением и подготовиться к определенным финансовым затратам, которые будут сильно зависеть от степени вовлеченности в процесс маркировки и уровня автоматизации в компании.